Врач — психотерапевт, сексолог, психолог Диля Еникеева
Кандидат медицинских наук, доктор психологических наук РНИ, профессор РНИ, президент Российской Ассоциации сексологов

Божьи люди

Можно ли обрести пророческий дар через хулиганство и «аморалку»?
Оглянитесь вокруг — и вы их обязательно встретите в своем городе — «странных людей», юродивых, которые никогда не переводились на Руси. Многие из них, как и во времена мрачного средневековья, ведут себя как настоящие сумасшедшие: ходят босиком в лютые морозы, переодеваются в одежду противоположного пола, хулиганят. Но в старину, несмотря на вызывающее поведение, юродивых почитали и боялись: они могли без приглашения войти в любой дом, говорить на «ты» даже со всемогущими царями. Считалось, что если «человек божий» коснется давно немытой рукой твоей головы или поцелует в губы — это к счастью. Если позволит потрогать свой «срам» — к исцелению от бесплодия, но если вдруг прилюдно начнет раздеваться догола — к большой беде или неминуемой смерти. И даже в наше рационально — жестокое время находится среди тысяч «падших» бомжей настоящий пророк, «божий человек», которому прощают все грехи, к чьим словам прислушиваются, к кому идут за помощью.

Не хулиган — блаженный!

— Лебедь, Лебедь, полетай! У-у-у!!! — маленький уродливый старичок по прозвищу «Карлик Гриша», обретавшийся на вокзале Красноярска, бесился целую неделю. Дико кричал, хохотал, расстегивал ширинку, показывая отъезжающим и приезжающим свое готовое к любви «достоинство». А спустя неделю губернатора Красноярского края Александра Лебедя не стало: он действительно полетел на вертолете и разбился. Странным образом погиб и сам «Кассандр» — его нашли задушенным под железнодорожной платформой, после того как он «напророчил» смерть еще двоим школьникам: в тот же день обоих сбила машина.
По слухам, судьба несчастного карлика была очень тяжелой — родовая травма, проведенное в детдоме детство, большую часть жизни — тяжелая работа на лесозаготовках. При этом Гриша был человеком добрым и безвредным, никогда не огрызался на насмешки коллег, и его часто видели молящимся. Всего за месяц до выхода на пенсию карлик вдруг бросил «мирскую» жизнь и+ стал юродствовать — бродил вокруг вокзала, смешил ребятишек из соседней школы, хулиганил перед пассажирами. Вплоть до его страшного пророчества на Гришу не обращали особого внимания: блаженный, мол, чего с него взять кроме анализов?
Кстати: сами юродивые не стесняются называть себя «придурками». Проживающий в Находке «странный человек» по имени Юрий объясняет это так: мы — придурки, потому что живем «при вас», а вы — дураки! А еще мы «убогие», потому что обретаемся «у Бога»!
Самый знаменитый русский юродивый — Василий Блаженный, живший в Москве в 15-16 веках. В честь него даже назвали собор на Красной площади и уже через шесть лет после смерти объявили святым чудотворцем, хотя в реальной жизни он был еще большим «хулиганом», чем красноярский карлик! Раздевался догола и в таком виде заходил в церкви. Однажды ни с того ни с сего разбросал калачи на Ильинском рынке — торговец бросился на юродивого с кулаками, но потом выяснялось, что в тесто калачей «для экономии» был подмешан мел. Или еще один случай — Василий запустил камнем в икону Богоматери над Варварскими воротами. Когда она упала, то обнаружилось, что на другой стороне доски кто-то нарисовал чёрта+
Рассказывают, в лютый мороз богатый купец пожалел нагого блаженного и кинул шубу со своего плеча, но это увидели двое жуликов. Они решили «кинуть лоха» — один притворился мертвым, а другой подошел к Василию:
— Мой товарищ умер, и даже нечем покрыть его! Отдай шубу на Божье дело, святой человек!
— Бери, сказал Василий, — если все так, как ты сказал!
Когда мошенник подошел с шубой к приятелю — оказалось, что тот и в самом деле отдал Богу душу — потрясенный мошенник поклялся никогда больше не воровать и не обманывать!
Роман Наумов, автор книги «Юродство Христа ради»:
Зайдите в собор Василия Блаженного и помолитесь святому юродивому перед его иконой. Не смутит ли вас при этом ничего? Конечно, смутит — мы молимся голому, обнаженному праведнику, при этом изумительно бесстрастно изображенному! Это потому, что «одеждой» первых юродивых была нагота — они стремились вернуться к непорочности Адама в раю до грехопадения, когда он был наг, но не стыдился.

Убогие «трансвеститы»

— Деток жалко! Вижу в крови они, в крови! — странный мужичок с седеющей бородкой по прозвищу «Ванька-Анька» бился в настоящей истерике. До крови расцарапал грязными ногтями лицо, а потом сорвал с себя одежду — женскую кофту и юбку. На следующий день была захвачена школа в Беслане.
Этот «трансвестит» Бог знает когда поселился близ монастыря в Задонске. Его настоящее имя никому не известно, сам же себя величает «Аннушкой», нисколько не стесняясь приставать к женщинам. Когда в город приехала пожилая паломница с 18-летней парализованной дочкой — Ванька-Анька вдруг бросился к больной, стал целовать в губы, срывать с нее одежду, а потом взял на руки и потащил в лес.
— Стой, дурак, ты куда! — завопила мать.
— Не лезь, сама дура! — ответил юродивый.
Он вернулся на удивление быстро. Поставил инвалидку на ноги, и та встала и пошла!
С тех пор к Ваньке-Аньке из больных женщин чуть ли не очередь сформировалась, но далеко не каждую он ведет в лес. Некоторых без объяснения разворачивает и говорит:
-Пошла отсюда вон!
Блаженная Ксения Петербургская: Жила в 18-19 веках в Северной столице. Овдовела в 26 лет, и была так потрясена смертью мужа — Андрея Федоровича, что в день его похорон надела мужскую одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умерла Ксения, а Андрей перед ними стоит!
Позднее «Андрей Федорович» стал юродствовать. Днем бродил по Петербургу, а ночью уходил в поля и там молился. Когда мужская одежда на истлела — Ксения вновь взяла из подаяний женскую, но по цветам совпадающую с костюмом покойного супруга.
Вскоре жители Петербургской стороны заметили, что если «трансвестит» благословит больного ребенка — он непременно выздоровеет. Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца — торговля будет успешной. Если зайдет в дом — там будут мир и согласие. Она предсказала смерть императрицы Елизаветы и императора Иоанна Антоновича, помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника, а когда в 1803 году умерла — людям приносило счастье даже поклонение ее могиле. После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, в 1988 году была причислена к лику святых.
Роман Наумов, автор книги «Юродство Христа ради»:
Василий Новгородский носил в пятидесятых годах дырявую немецкую каску, а Аркадий Зырянский в двадцатых — буденовку. Странные одежды юродивых или даже отсутствие таковой изумляют, но если вспомнить «многоэтажные» громоздкие шляпы модниц 18-19 веков, «выбеленные» пудрой лица аристократов, не говоря уже о современной моде с ее стилем «унисекс» — кольцами и булавками по всему телу, многосантиметровыми подошвами женской обуви; вплоть до одежды, сделанной полностью из мусора, металла, золота, рыбьей кожи+ Кто же более юродив — мы или они? И где больше юродивых — в столичном метро, ночном клубе или на святой иконе в православном храме?

Божий дар — награда за свободу?

В средневековье человек, доживший до 60-ти уже считался ветхим стариком. Но ходивший каждую зиму босиком Василий Блаженный благополучно дожил до 89 лет, а когда умер в 1552 году — сам Иван Грозный плакал и нес его гроб! К слову — жестокий царь очень уважал и боялся юродивых. Он простил «божьего человека» из Пскова, швырнувшего ему в лицо кусок сырого мяса — этакого предшественника современных помидоро- и тортометателей. Всегда звал московского «друга Васю» на свои пиры, хотя блаженный и там мог упрекнуть государя за «дурные» мысли, взять да и вылить поднесенную чашу с вином в окно. По тем временам это была просто неслыханная свобода!
«Даже в самые лютые морозы они ходят прикрываясь лишь клочком ткани, с взлохмаченными волосами, многие носят металлические ошейники или цепи на груди. Юродивые принимают на себя эти лишения как пророки и люди большой святости, позволяющей им свободно говорить все, что они считают нужным, хотя бы самому царю. И если юродивый открыто обличает кого-нибудь самым беспощадным образом — ему никто не перечит, ибо это «по грехам». Если проходя мимо прилавка, берет что-либо, чтобы потом отдать бедным — и это ему дозволено. Он считается угодником Божьим и святым человеком».
Джильс Флетчер, английский путешественник 16-го века
«Юродство — символ погибших для мира сего людей, предназначение которых наследовать жизнь вечную. Это не философия, но определенное восприятие жизни, бесконечное уважение к человеческой личности, не продукт ума, а творение культуры сердца.» Сесил Колинз, «Проникновенность юродства»
Само слово «юродивый» произошло от греческого «юрод» — «глупый, безумный». Но при виде этих необычных людей многие вспоминали слова апостола Павла: «Мы безумны Христа ради», догадываясь, что далеко не все юродивые — сумасшедшие. Василий Блаженный, бросивший сапожное ремесло, и Ксения Петербургская, раздавшая бедным все свое имущество, вполне сознательно выбрали свой крест. Они отказались от благ цивилизации, одевались в лохмотья, вели себя вызывающе, но, как ни странно, именно это развивало их пророческий дар!
Ведь цель настоящего юродивого — в глумлении над миром и страдании взять на себя часть зла! Для русского человека добро и зло вообще причудливо переплетены: там, где царствует зло, должно быть и величайшее добро. Отсюда и парадоксальный вывод — можно ли обрести нетрадиционные способности и даже достичь святости через «аморалку»? Дико звучит — но получается, иногда можно!
Диля Еникеева, психиатр, сопредседатель Российской ассоциации сексологов, кандидат медицинских наук, доктор психологический наук, писательница:
«Всех юродивых, блаженных можно разделить на две большие группы. Часть из них больна шизофренией в вялотекущей форме (психиатры называют их вялотеками), основным проявлением которой является эмоциональный дефект. Блаженные-вялотеки искренне убеждены в своем особом даре, умении исцелять, а окружающие этому верили и верят. Вера же, как и суггестия (внушение) и самовнушение — великая вещь! На этом основана вся психотерапия – лечение словом. Между врачом-психотерапевтом и пациентом устанавливается эмпатия – то есть, доверие; пациент верит и внимает каждому слову психотерапевта. Вот и юродивые воспринимаются другими людьми на уровне эмпатии: им верят безоговорочно! Веру людей в способности юродивых подкрепляла необычность их внешнего вида, поведения, их паралогичное мышление («кривая» логика). Например, вы никогда не докажете блаженному, что вы умнее, потому что имеете звание академика и знаете пять языков — он скажет что умнее он, потому что сидит на дереве. Или же приведет парадоксальные аргументы, почему надо ходить голым, а не одетым. Он может выкрикивать буквально все, что взбредет в его больную голову, и если из сотни его выкриков сбудется хоть один — например, слова вышеупомянутого Ваньки-Аньки про деток в крови, которых жалко, — люди запомнят только этот выкрик и объявят душевнобольного пророком.
Но есть и вторая категория юродивых — это личности истерического типа, которым важно быть в центре внимания окружающих. А именно на паперти, рядом с церковью, в давние времена бывало много народу. Вот вам и импровизированная сцена, где юродивый мог разыграть спектакль одного актера. Или скопировать поведение блаженного-вялотека. Истерия – «великая актриса» и «великая симулянтка», которая может симулировать любые болезни. В частности, у девушки, паралич которой так легко вылечил задонский юродивый, он мог носить истерический характер — подобные случаи в психиатрии давно известны и лечатся под гипнозом».
 
Сергей Петрунин
Газета «Провинция»
Запись на прием психолога, психотерапевта Дили Еникеевой в психологическом центре «Счастливая семья» по телефонам +7(905)709-96-63 +7(965)349-51-36

Борис Немцов окончательно вернулся в большую политику. Его программное интервью «Новой газете» мало у кого оставляет сомнения, что в ближайшее время Немцов вновь возглавит «Союз правых сил», оттеснив проштрафившегося Никиту Белых в лучшем случае на пост сопредседателя. А к маю в России может создаться реальное объединение двух наиболее серьезных либеральных организаций – СПС и Республиканской […]

Предыдущая запись

Из окна замызганной электрички богатые особняки кажутся раем. Но мало кто знает, какие тайны скрываются за их дорогими стеклопакетами. Недавно корреспонденту «М-Н» довелось узнать одну из них.Полгода назад муж моей подруги Кати Александр получил неплохую работу. Богатая и одинокая 75-летняя женщина искала охранника в свой дом на Новорижском шоссе. Сначала Ирина Иннокентьевна вела себя как […]

Далее

Укажите номер телефона и мы перезвоним Вам

Введите номер телефона

Контакты
Консультации ведутся в психологическом центре «Счастливая семья», а также по Skype и WhatsApp.

+7(905)709-96-63 +7(965)349-51-36

e-mail для журналистов:

dilya-enikeeva@mail.ru